Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Сибирское таможенное управление

14 мая 2020 07:33

Развернутые ответы на вопросы участников ВЭД (служба организации таможенного контроля)

Вопрос № 1. Автоматическая регистрация деклараций на товары сейчас является обыденной составляющей при таможенном оформлении.

Мы участники ВЭД не знаем, как она работает и на основе каких критериев принимает решения. Нам думается, что основе нормативно-правовых актов.

Однако наши коллеги часто сталкиваются с такой ситуацией, что при подаче ДТ с пошлиной в 0% и 0 рублей декларация не проходит автоматическую регистрацию если в электронной копии ДТ будет выгружена графа 45. 

Опытным путем было установлено, что если не выгружать графу 45, то авторегистрация проходит.

Просим прокомментировать эту ситуацию.

Ответ на вопрос № 1.

Алгоритмы автоматических проверок соблюдения условий автоматической регистрации деклараций на товары (далее – ДТ) и автоматического выпуска товаров, реализованные в штатных программных средствах таможенных органов, являются информацией для ограниченного служебного использования и распространению не подлежит. Таможенными органами на постоянной основе проводится анализ результатов работы данных алгоритмов и их совершенствование.

В целях прохождения автоматической регистрации ДТ обязательными условием является заполнение граф и полей ДТ в соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257.

Информация о типичных ошибках декларантов при заполнении ДТ, влияющих на регистрацию ДТ в автоматическом режиме, размещена на официальном сайте Сибирского таможенного управления (www.stu.customs.ru). Размещенная информация периодически актуализируется.

Вопрос № 2. Сейчас в таможенных органах проходит эксперимент по автоматической регистрации транзитных деклараций. Мы уже сталкивались на практике с этим и это оказалось очень удобным. Есть ли планы у ФТС по автоматическому выпуску ТД и когда это можно ожидать на практике?

Ответ на вопрос № 2.

С ноября 2019 года ФТС России проводится комплекс мероприятий по внедрению технологии автоматизированного выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита (далее – ТПТТ). На первоначальном этапе технология реализована в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным и автомобильным транспортом (в случаях, когда декларантом товаров выступает таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор), и применяется в тестовом режиме в том числе в таможенных органах СТУ, определенных в качестве пилотной зоны (на Саяногорском и Красноярском таможенных постах Красноярской таможни, а также на Братском таможенном посту Иркутской таможни.) В настоящее время СТУ в ФТС России направлены предложения по расширению пилотной зоны применения технологии.

Обращаем внимание, что обязательным условием реализации указанной технологии является представление таможенным органам качественных документов в отношении товаров, помещаемых под ТПТТ.

Информация о типичных ошибках декларантов при заполнении электронных транзитных деклараций (далее - ЭТД), влияющих на автоматическую регистрацию и автоматизированный выпуск ЭТД, размещены на официальном сайте Сибирского таможенного управления (www.stu.customs.ru). Размещенная информация периодически актуализируется.

Вопрос № 3. Достаточно ли для подачи ДТ иметь обычную квалифицированную электронную подпись или эта подпись должна иметь необходимые области использования (например. 1.2.643.3.215.8 согласно приказа ФТС № 301 от 21.02.2014)?

Ответ на вопрос № 3.

В соответствии с пунктом 2 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля,  утвержденного приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761, взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров осуществляется посредством электронного способа обмена информацией с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей (далее – ЭП).

Генерирование ключей и выдача ЭП для участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) в таможенных органах Сибирского таможенного управления не осуществляется.

Информация о порядке выдачи сертификатов ключей ЭП, а также список доверенных удостоверяющих центров, уполномоченных на их выдачу, размещена на официальном сайте Ведомственного удостоверяющего центра таможенных органов (www.vuc.customs.ru) в разделе «Часто задаваемые вопросы». Более подробную информацию о выдаче и использовании ЭП можно получить, обратившись в любой доверенный удостоверяющий центр из данного списка.

Вопрос № 4. Система электронного декларирования позволяет оценивать таможенный орган после выпуска товаров по пятибальной шкале. Мы этого ни разу не делали. Нужно ли это делать? Изучает ли эти оценки таможня и влияют ли они на дальнейший процесс?

Ответ на вопрос № 4.

Оценка таможенного органа при электронном декларировании товаров является необязательной для участников ВЭД и осуществляется по желанию.

Оценки, выставляемые участниками ВЭД, используются таможенными органами для формирования и анализа статистических данных в целях повышения качества работы таможенных органов и должностных лиц таможенных органов.

Вопрос № 5. В основу процессов управления рисками в таможенной службе Российской Федерации положена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (далее – СУР), основанная на распределении участников ВЭД по трем категориям уровня риска (низкий, средний и высокий) в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля. «Таможенное декларирование в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» («Удаленный выпуск товаров») в настоящее время доступно для участников ВЭД с низким уровнем риска (вывод сделан по результатам практической деятельности).

Учитывая многоэтапный документальный и фактический контроль, предусмотренный таможенным законодательством, планируется ли в ближайшем будущем рассмотрение вопроса по изменению возможностей для участников ВЭД с категорией уровня риска средней и высокой, в том числе возможность использования в своей деятельности технологии «Удаленного выпуска товаров»?

Ответ на вопрос № 5.

Субъектно-ориентированное категорирование (автоматическое категорирование) осуществляется в отношении всех участников ВЭД автоматически с использованием алгоритма программных средств. При этом алгоритмом производится анализ сведений о товарах, история внешнеэкономической деятельности участника и сведений, в том числе полученных от иных контролирующих органов, и другая информация, имеющаяся у таможенных органов.

В соответствии с письмом ФТС России от 28 марта 2012 г. № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» в настоящее время для участников ВЭД, отнесенных к любой категории риска, возможно декларирование товаров с применением технологии удаленного выпуска товаров (далее – ТУВ) на Сибирском, Иркутском, Новосибирском, Омском и Томском таможенных постах (центрах электронного декларирования) при условии местонахождения товаров в регионе деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления.

Для участников ВЭД, отнесенных к низкой категории риска в рамках отраслевого и автоматического категорирования, имеется возможность подачи ДТ в любой таможенный орган вне зависимости от места нахождения товара.

Данная возможность является одним из преимуществ для участников ВЭД, отнесенных к низкой категории риска, и ее распространение на другие категории участников ВЭД в ближайшей перспективе таможенными органами не рассматривается.

Вопрос № 6. При декларировании товара, находящегося в портах Дальнего Востока через Сибирский таможенный пост (ЦЭД), не срабатывает связка, декларацию приходится подавать в ЦЭДы Дальневосточного тамож. управления. Существует ли возможность отлаживания связки для декларирования через Сибирский таможенный пост (ЦЭД), учитывая, что предприятие не находится в категории низкого уровня риска?

Ответ на вопрос № 6.

В соответствии с письмом ФТС России от 28 марта 2012 г. № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» возможно декларирование товаров с применением ТУВ на Сибирском таможенном посту (центре электронного декларирования) Сибирской электронной таможни при условии местонахождения товаров в регионе деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления.

Технология, обеспечивающая возможность участника ВЭД подать ДТ в любой таможенный орган вне зависимости от местонахождения товаров применяется только в отношении участников ВЭД (как декларантов, так и лиц, ответственных за финансовое урегулирование), отнесенных по результатам отраслевого или субъектно-ориентированного (автоматического) категорирования корганизациям низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства.

Данная возможность является одним из преимуществ для участников ВЭД, отнесенных к низкой категории риска, и ее распространение на другие категории участников ВЭД в ближайшей перспективе таможенными органами не рассматривается.

Вопрос № 7. При проверке таможенной декларации инспектор направляет запрос о предоставлении документов. При этом, инспектор не всегда учитывает при указании кода документа, возможности направления/предоставления ответа, как в сканированном виде, так и текстовом формате. Это зачастую приводит к задержке направления ответа. Так в запросе инспектор запросил документ с код вида 09999, а у декларанта запрошенный документ имеет, как текстовую часть описания товара, так и его изображение в виде рисунка, фото и т.д., что может соответствовать коду типа документа от 09020 до 09023. Так же, нужно учесть, что обратной связи с инспектором, через программное обеспечение не предусмотрено. Связь с инспектором осуществляется по единому номеру телефона. В связи с чем происходит задержка ответа по времени.

Ответ на вопрос № 7.

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля,  утвержденного приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761, электронные документы представляются декларантами по структуре и в форматах  определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 (далее – альбом форматов).

Документы, содержащие графические элементы, которые не могут быть преобразованы в текстовый вид (технологические схемы, чертежи, диаграммы, графики, изображения (фотографии, рисунки) товаров), представляются в виде электронных образов документов, в том числе полученных путем сканирования бумажных носителей (далее – графические документы).

Электронные документы, необходимые для таможенного контроля, предварительно размещаются декларантом в электронном архиве документов декларанта до подачи ДТ в таможенный орган декларирования.

При этом в соответствии пунктом 5.2.8.3. Основного документа действующей Спецификации интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, предоставляемый документ должен передаваться только в формализованном виде в соответствии со структурами, приведенными в альбоме форматов.

Предоставление документов, имеющих код вида документа, не совпадающий с указанным в запросе, недопустимо.

Информационная система таможенных органов осуществляет контроль соответствия кода вида запрошенного документа коду вида предоставляемого документа. При обнаруженном несоответствии в информационную систему декларанта направляется сообщение об ошибке.

Графические материалы предоставляются только в том случае, если они были специально запрошены инспектором (т.е. в строке запроса явно указано, что требуется предоставление графических материалов и указан соответствующий код вида документа).

Предложения о необходимости реализации в новой создаваемой автоматизированной информационной системе таможенного оформления, которая должна заменить действующую,  возможности обмена простыми текстовыми сообщениями между должностными лицами таможенного поста декларирования и декларантом (таможенным представителем) в процессе проверки ДТ с протоколированием (фиксированием) результатов обмена данными сообщениями и их сохранением в истории обработки ДТ, направлены в ФТС России в октябре 2019 года и находятся на рассмотрении.

Вопрос № 8. Сколько дней может длиться таможенный досмотр, каким правовым нормативным актом регламентируется данный срок?

Ответ на вопрос № 8.

Согласно положениям статьи 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в случаях, если таможенным органом принято решение о проведении таможенного досмотра, срок выпуска товаров, может быть продлен на время, необходимое для его проведения. 

При этом при продлении срока выпуска товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Исходя из практики работы Сибирского таможенного управления, срок проведения таможенного досмотра составляет один рабочей день со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу (1-2 рабочих дня).

Если предъявленные для таможенного досмотра товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров, и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах на товары, таможенный орган вправе продлить срок проведения таможенного досмотра.

Срок проведения таможенного досмотра продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партий на отдельные товары, и время, необходимое для проведения таможенного досмотра, но таким образом, чтобы таможенный досмотр был проведен в сроки, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС.

Вопрос № 9. Каким образом принимается решение о проведении таможенного досмотра, кто должен присутствовать при проведении таможенного досмотра?

Ответ на вопрос № 9.

В соответствии с положениями статьи 310 ТК ЕАЭС таможенные органы при проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Таможенный орган декларирования, выявивший необходимость проведения таможенного досмотра, направляет в таможенный орган фактического контроля (место нахождения товара), с использованием штатных программных средств информационное сообщение, содержащее информацию о необходимости проведения таможенного досмотра.

Согласно требованиям статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении таможенного досмотра, за исключением отдельных случаев.

По требованию таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при проведении таможенного досмотра и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Кроме того, таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:

1) неявка указанных лиц либо случаи, когда такие лица не установлены;

2) наличие угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов и наступление иных обстоятельств, не терпящих отлагательства, в том числе наличие признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также случаи, когда товары распространяют неприятный запах;

3) пересылка товаров в международных почтовых отправлениях (далее – МПО);

4) оставление на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз с таможенной территории ЕАЭС, или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.

Таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, проводится в присутствии 2 понятых, а в случае, связанном с пересылкой товаров в МПО - в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи, а при его отсутствии - в присутствии 2 понятых.

Вопрос № 10. Просим сообщить какими документами декларант может реализовать возможность аннулирования выпуска товаров, в случаях, когда товары не были фактически ввезены на таможенную территорию ЕАЭС (абзац 2 подпункта б) пункта 25 Порядка совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров, оформления решений о приостановлении срока выпуска товаров, продлении срока такого приостановления и об их отмене, а также уведомления о принятии таких решений, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188 (далее – Порядок № 188).

Ответ на вопрос № 10.

Согласно положениям абзаца 2 подпункта б) пункта 25 Порядка таможенный орган аннулирует выпуск товаров по мотивированному обращению декларанта, поступившему в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, сведения о которых заявлены в декларации на товары, транзитной декларации либо заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, в том числе в случаях, когда товары, в отношении которых был осуществлен выпуск в соответствии с таможенными процедурами, предусматривающими их использование на таможенной территории ЕАЭС, фактически не были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС.

В силу положений пунктов 26 - 28 Порядка № 188 в указанном случае декларантом направляются в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращение, а в случае, если выпуск товаров осуществлялся с использованием ДТ на бумажном носителе, транзитной декларации на бумажном носителе либо заявления на бумажном носителе - также выданные ранее указанному лицу экземпляр (экземпляры) таких таможенных документов и транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной, на которых проставлены отметки должностного лица таможенного органа о выпуске товаров.

Таможенным органом регистрируется указанное обращение в возможно короткие сроки, но не позднее 1 часа рабочего времени с момента его поступления, путем присвоения ему регистрационного номера.

Декларант информируется должностным лицом таможенного органа о регистрации обращения в соответствии с законодательством государств-членов.

После регистрации указанного обращения таможенным органом не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем его регистрации, принимается решение об аннулировании выпуска товаров либо решение об отказе в аннулировании выпуска товаров.

Декларант информируется о принятом таможенным органом решении должностным лицом таможенного органа не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, и этим должностным лицом совершаются таможенные операции, предусмотренные пунктами 29 или 30 Порядка № 188.

Вопрос № 11. Перспективы периодического таможенного декларирования ввозимых товаров с применением технологии удаленного выпуска?

Ответ на вопрос № 11.

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 116 ТК ЕАЭС, в случае если при периодическом таможенном декларировании товары, заявленные в декларации на товары, не были предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему такую декларацию, в течение срока, установленного пунктом 8 статьи 116 ТК ЕАЭС, такая декларация на товары должна быть отозвана в соответствии с пунктом 8 статьи 113 ТК ЕАЭС.

Действующий бизнес-процесс таможенного декларирования товаров в электронной форме ввезенных товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, реализованный в Спецификации интерфейса взаимодействия между автоматизированной подсистемой «электронное представление сведений» и автоматизированными системами, входящими в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов, не содержит сценария информационного взаимодействия при уведомлении таможенного органа декларирования о фактическом прибытии товара при периодическом таможенном декларировании.

В этой связи, в настоящее время декларирование ввозимых товаров с применением периодического декларирования в регионе деятельности Сибирского региона осуществляется на таможенных постах фактического контроля.

Вместе с тем, таможенными органами принимаются необходимые меры по доработке программных средств для обеспечения реализации возможности декларирования ввозимых товаров с применением периодического таможенного декларирования на таможенных постах (центрах электронного декларирования).

 

Оценить