Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Сибирское таможенное управление

26 февраля 2019 09:46, изменено 28 мая 2019 11:09

Таможенниками Сибирского региона в 2018 году рассмотрено более 160 жалоб

Проблема доступа граждан и юридических лиц к государственным органам является актуальной и значимой для современного общества.

Кроме того, большое внимание со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации уделяется работе с обращениями граждан и организаций, в число которых входят и жалобы в области таможенного дела.

Интересной является практика работы с обращениями граждан в системе таможенных органов, которые, в сою очередь, выражают стремление развивать внесудебный порядок обжалования и признают необходимость его усовершенствования, подтверждением тому является новый порядок работы с жалобами, закреплённый в главе 51 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 289-ФЗ).

Подводя итоги работы с жалобами в области таможенного дела можно констатировать, что в 2018 году правом на внесудебное обжалование воспользовались многие участники внешнеэкономической деятельности, о чём свидетельствует значительное количество рассмотренных Сибирским таможенным управлением и подчинёнными ему таможенными органами жалоб (161).

В результате работы с данной категорией жалоб решения таможенных органов признавались незаконными в 60-ти случаях (37% от общего количества рассмотренных жалоб), что позволило обеспечить надлежащий уровень законности вне рамок судебных разбирательств.

Вместе с тем оставлено без удовлетворения 59 жалоб (37% от общего количества рассмотренных жалоб), отказано в рассмотрении заявителям по 42 жалобам (26% от общего количества рассмотренных жалоб).

За указанный период наиболее частому обжалованию подлежали решения, принятые при определении таможенной стоимости товаров, взимании таможенных пошлин, налогов (61 жалоба), а также при определении классификационного кода товара (23 жалобы).

Преимущества досудебного обжалования в отличие от судебного заключаются в следующем.

Так, если заявитель обращается непосредственно в суд, то ему нужно помнить о финансовых затратах в виде уплаты государственной пошлины, привлечения специалистов для оказания юридической помощи при отстаивании интересов в судах, что не требуется при рассмотрении жалоб в таможенных органах.

Немаловажным фактом являются сроки реализации решения таможенного органа в случае удовлетворения жалобы лица, которые составляют до 15 рабочих дней. При этом таможенный орган, принявший решение по жалобе, осуществляет контроль за его качественным исполнением. Решение же суда исполняется таможенным органом после его вступления в законную силу, что, как правило, занимает больше времени.

При подаче жалобы в таможенный орган она рассматривается в течение одного месяца, при соблюдении требования о её подаче в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. В редких случаях данный срок может быть продлен ещё на один месяц. При этом в судебных органах рассмотрение исковых заявлений занимает более значительный временной период.

Необходимость обращения в таможенный орган, принявший оспариваемое решение, предусмотрена законодателем не случайно, поскольку заявитель также имеет возможность обратиться в таможенный орган с ходатайством о принятии обеспечительной меры в виде приостановления исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, которое реализуется именно таможнями.

Решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимается в случае предоставления заявителем:

- обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога;

- обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;

- обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора или банковской гарантии не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Для гарантированного принятия жалобы к рассмотрению, необходимо учитывать порядок её подачи, установленный в настоящее время главой 51 Федерального закона № 289-ФЗ (до 4 сентября 2018 года – главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 311-ФЗ), который не всегда соблюдается участниками внешнеэкономической деятельности и что соответственно является основанием к принятию таможенными органами решений об отказе в рассмотрении жалоб по существу.

Следует отметить, что в настоящее время подача жалобы в таможенный орган для юридических лиц существенно упрощена, поскольку отсутствует необходимость представления вместе с жалобой подтверждающих полномочия руководителей организаций документов. Данные полномочия таможенный орган проверит самостоятельно посредством использования электронного сервиса, размещённого на сайте Федеральной налоговой службы, по идентификационному номеру налогоплательщика, который в обязательном порядке подлежит указанию в жалобе.

В этой связи количество решений об отказе в рассмотрении жалоб по существу, принятых по причине неподтверждения полномочий лиц подавших жалобы, во втором полугодии 2018 года в условиях действия Федерального закона № 289-ФЗ, в сравнении с первым полугодием этого же года (18), когда действовал Федеральный закон № 311-ФЗ, сократилось вдвое.

Крайне важно помнить и о соблюдении срока для обжалования, который составляет 3 месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности. В то же время данный срок может быть восстановлен по уважительным причинам по ходатайству заявителя, поданному в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

По-прежнему встречаются случаи направления участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы жалоб по электронной почте в виде электронного документа, в то время как такие жалобы в настоящее время считаются поданными без соблюдения требования к её форме, что является основанием для отказа в их рассмотрении по существу.

Необходимо отметить, что только с 1 января 2022 года законодатель предусмотрел подачу жалоб в таможенный орган в виде электронного документа с определёнными требованиями к его оформлению.

Сибирское таможенное управление и подчинённые ему таможенные органы крайне заинтересованы в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих с участниками внешнеэкономической деятельности на стадии досудебного обжалования, а также в качественном и объективном подходе к рассмотрению любых обращений.

Более подробную информацию о порядке и сроках обжалования можно узнать на информационных стендах, расположенных в таможенных органах, а также при консультировании в любом таможенном органе (за исключением таможенных постов).

Кроме того, Сибирское таможенное управление, в целях получения в оптимальные сроки ответов на вопросы, возникающие по результатам принятия таможенным органом решения, совершения действия (бездействия), и исключения их дальнейшего ведомственного или судебного обжалования, рекомендует участникам внешнеэкономической деятельности реализовывать, предусмотренное статьёй 265 Федерального закона № 289-ФЗ, право на обращение в таможенные органы с запросами, как в устной, так и в письменной форме, о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия. При этом устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения, а письменный запрос в течение десяти дней со дня его получения.

 

Оценить