Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Сибирское таможенное управление

30 июля 2015 03:27, изменено 18 июня 2019 07:34

Досудебное обжалование решений в области таможенного дела

Сибирское таможенное управление уделяет большое внимание вопросам обеспечения соблюдения законности при осуществлении деятельности подчиненных ему таможенных органов. Однако в процессе взаимодействия                           с участниками внешнеэкономической деятельности возникает немало спорных ситуаций, разрешить которые призваны вышестоящие таможенные органы или суд.

Так, за 1 квартал 2019 года Сибирским таможенным управлением (далее - СТУ) и подчиненными таможенными органами принято 18 решений по 19 жалобам в области таможенного дела (по двум жалобам Общества принято 1 решение по существу), из которых 15 жалоб рассмотрено по существу (из них – 20 % рассмотрено в пользу заявителей), а по 4 жалобам приняты решения об отказе в рассмотрении их по существу по основаниям, установленным требованиями статьи 293 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о таможенном регулировании).

В настоящее время порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в таможенные органы Российской Федерации, регламентирован положениями главы 51 Закона о таможенном регулировании. В соответствии с этой же главой правом на обжалование решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица наделены все, кто считает, что его права и законные интересы нарушены, либо обязанность, возложенная на него, незаконна.

Как правило, одним из важных моментов в обжаловании является составление и подача жалобы.

Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана собственноручно лицом, чьи права нарушены, либо его представителем (с приложением документов, подтверждающих его полномочия). В жалобе, поданной организацией, указывается должность лица, которым она подписана.

Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается. При этом важно помнить, что жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), посредством телеграфной связи, а также с использованием для ее подписания, например, факсимиле, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.

Кроме того, жалоба должна содержать:

1) наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;

3) существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

В виде электронного документа жалоба может быть подана в таможенный орган с 01.01.2022.

При поступлении жалобы в таможенный орган последний должен рассмотреть ее в течение одного месяца со дня поступления. Однако если не соблюдено требование о подаче жалобы в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, то такая жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Нужно отметить, что Законом о таможенном регулировании предусмотрен трехмесячный срок на подачу жалобы со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности. Если пропуск этого срока произошел по уважительным причинам, то он может быть восстановлен таможенным органом, уполномоченным рассматривать эту жалобу. Однако, если лицо, пропустившее срок для обжалования, не обратилось с ходатайством о восстановлении этого срока, либо ходатайство было отклонено, таможенный орган вправе отказать  в рассмотрении жалобы. Законом предусмотрены и иные основания для отказа таможенным органом или должностным лицом в рассмотрении жалобы, поименованные в статье 293 Закона о таможенном регулировании.

Как показывает практика, одним из распространенных оснований для отказа таможенным органом в рассмотрении жалобы по существу является несоблюдение требований статьи 291 Закона о таможенном регулировании о подтверждении полномочий лица, подающего жалобу.

Не углубляясь в теоретические аспекты, обратимся к примеру.

В N-кое таможенное управление поступила жалоба на решение N-кой таможни в области таможенного дела. Указанная жалоба была подана и подписана от имени ООО «Т» гражданином «У», действующим на основании доверенности, однако ни оригинал, ни надлежаще заверенная копия указанной доверенности, содержащих право гражданина «У» на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела к жалобе не были приложены, что, в свою очередь, является несоблюдением части 1 статьи 291 Закона о таможенном регулировании и основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу, поэтому таможенный орган, руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 293 Закона о таможенном регулировании, отказал заявителю в рассмотрении жалобы по существу.

Тем не менее, хочется отметить, что в такой ситуации податель жалобы вправе обжаловать такое решение в суд, а может устранить допущенные при подаче жалобы недостатки и повторно обратиться с такой жалобой в таможенный орган, уполномоченный ее рассматривать. В рассматриваемом примере заявитель устранил недостаток, после чего жалоба была принята таможенным органом к рассмотрению, рассмотрена по существу в пользу заявителя и в установленный законом месячный срок.

Приведенный пример демонстрирует, что все-таки досудебное урегулирование споров по сравнению с судебным имеет неоспоримые преимущества. Это отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины за подачу жалобы, оперативное рассмотрение жалобы, немедленное вступление решения таможенного органа в законную силу, а также сохранение права обжалования решения таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд. Кроме этого, решение таможенного органа в случае удовлетворения жалобы лица должно быть исполнено в течение 15 рабочих дней после дня его поступления в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными.

Поэтому прежде, чем выбрать долгий судебный путь, не взирая на финансовые и временные затраты, можно воспользоваться возможностью урегулировать спорные ситуации на стадии досудебного обжалования, обратившись непосредственно в таможенный орган.

Более подробную информацию о порядке, сроках обжалования можно узнать на информационных стендах, расположенных в таможенных органах, а также в порядке информирования и консультирования в любом таможенном органе (за исключением таможенных постов) по месту нахождения/жительства лица.

Оценить